О чём говорят мужчины перед Второй мировой.
18 апреля в российский прокат вышла разговорная драма «По Фрейду» с Энтони Хопкинсом и Мэттью Гудом. Это фильм о вымышленной встрече основателя психоанализа Зигмунда Фрейда и автора «Хроник Нарнии» Клайва Стейплза Льюиса, которые сутки спорят друг с другом.
Кажется, сценарий написан скорее для театра, чем для проката на широких экранах, и вот почему.
👎 Божественный вопрос раскрыт поверхностно
3 сентября 1939 года. Два дня назад немецкие войска вторглись в Польшу — скоро начнётся Вторая мировая война. В Лондоне уже неспокойно: люди взволнованы и ждут новых объявлений по радио. Тем временем основатель психоанализа Зигмунд Фрейд приглашает к себе на беседу Клайва Стейплза Льюиса — профессора из Оксфорда.
Фрейд хочет подискутировать с Льюисом о боге, на существование которого у них диаметрально противоположные взгляды. Психоаналитик увлекается религиозной культурой, но остаётся убеждённым атеистом. Писатель же, напротив, человек верующий и занимается теологией.
Синопсис представляет «По Фрейду» как эталонное разговорное кино. Так оно и есть: картина на 90% состоит из диалогов. Озвучивают их яркие умы XX столетия, а обсуждается нечто вечное и возвышенное: религия, любовь, секс и смысл жизни.
Вот только интеллектуальность ленты создана будто бы не для большого экрана — и у этого есть объяснение. Фильм основан на пьесе «Последний сеанс Фрейда», а она написана по мотивам книги «Проблема Бога: К. С. Льюис и Зигмунд Фрейд дискутируют о Боге, любви, сексе и смысле жизни». В ней профессор психиатрии из Гарвардской медицинской школы скомпилировал своеобразный диалог Фрейда и Льюиса, сопоставив их письма, высказывания и работы.
Если в формате лекции, книги и даже театральной постановки диалог героев мог бы получиться органичным, то в картине Мэтта Брауна он в лучшем случае пресный.
Как всегда прекрасный Энтони Хопкинс и в 86 увесисто бьёт оппонента каждой репликой, но какого-то принципиально нового или интересного взгляда на вопрос бога при этом не предлагает. Из почти двухчасового диалога запоминаются разве что сокрушения психоаналитика о том, что якобы милосердный всевышний забрал его дочь и маленького внука.
В остальное время Фрейд в картине преимущественно смеётся над своим гостем, кашляет, корчится от боли из-за последствий рака ротовой полости и печально смотрит в окно — как бы демонстрируя, что невероятный ум доставляет ему только неприятности.
«По Фрейду» во многом похож на другую разговорную драму с Энтони Хопкинсом — «Два Папы», которая в 2019 году номинировалась на сценарный «Оскар».
История о встрече Бенедикта XVI и будущего Папы Франциска запомнилась, например, исповедью героя Хопкинса — в ней он признался, что долгое время замалчивал сексуальные скандалы священника Марсьяля Мастела. Или тем, как Папа из Германии и Папа из Аргентины вместе смотрят финал Чемпионата мира по футболу 2014 года. В «По Фрейду» таких находок практически нет — только куда более возвышенные рассуждения о религии.
👍 В фильме здорово проработаны личные переживания героев
Действительно интересной картина становится, когда снимает сложную маску и снисходит до личных проблем героев. Например, до ПТСР, которое К. С. Льюис получил на полях Первой мировой.
Писатель с трудом рассказывает, как во время атаки погиб его боевой товарищ. А ещё вспоминает детский подарок брата, который развил его фантазию и приучил скрываться от реальности в вымышленных мирах.
Фрейд в этой картине показан с непривычной стороны. Это не суровый психоаналитик с сигарой, а увядающий и эгоистичный мужчина на 83-м году жизни. Иногда он теряется в галлюцинациях и воспоминаниях, иногда немотивированно злится или смеётся.
Постоянно Фрейд делает только две вещи: потешается над верующими и манипулирует дочерью — основательницей детского психоанализа Анной. По ходу картины зрители больше погружаются в личную жизнь Фрейдов и понимают, что отец всячески ограничивал свободу Анны, потому что боялся остаться один.
Религиозные взгляды героев и их видение мира личные истории раскрывают куда лучше, чем безыдейные диалоги. Но режиссёр Мэтт Браун всё же решает заполнить хронометраж вторыми. Это отчасти печально: вместо интересной драмы с Фрейдом, Льюисом и Толкином зрителям предлагают поверхностный и претенциозный религиозный подкаст.