14.11.2024

Купание в фонтане Треви из «Сладкой жизни» — известнейшая сцена в кинематографе. Вот как её снимали

Рассказываем не только о съёмках, но и о значении этого эпизода и его влиянии на другие фильмы.

Купание в фонтане Треви из «Сладкой жизни» — известнейшая сцена в кинематографе. Вот как её снимали

«Сладкая жизнь» — культовый фильм Федерико Феллини. Сюжет рассказывает о неделе жизни Марчелло (Марчелло Мастроянни), журналиста светской хроники. Каждый день главный герой ходит на вечеринки, где прожигает своё время. Ему не по душе подобная рутина, но изменить привычный образ жизни не так-то просто. Визитной карточкой фильма стала сцена с купанием в римском фонтане Треви — рассказываем о ней.

Что происходит в сцене

Известная шведско-американская актриса Сильвия (Анита Экберг) приезжает в Рим на пресс-конференцию. Марчелло в роли сопровождающего проводит с Сильвией целый день: возит по достопримечательностям и показывает город. В сцене этого не показывают, но в это же время девушка Марчелло Эмма приходит в себя после попытки суицида. 

Глубокой ночью Марчелло и Сильвия гуляют по пустынным улицам и внезапно оказываются рядом с фонтаном Треви. Сильвия заходит в воду и зовёт за собой Марчелло. Пара стоит в фонтане, их лица почти соприкасаются. Сильвия льёт Марчелло на голову воду. Внезапно шум воды в фонтане затихает, наступает день. За парой наблюдает мальчик на велосипеде.

Кто и как придумал сцену

Существует легенда, что сцена якобы основана на реальных событиях. За два года до съёмок «Сладкой жизни» фотограф Пьерлуиджи Пратурлон снял Аниту Экберг у фонтана Треви. Потом эти фото напечатали в журнале Tempo Illustrato — там их увидел Феллини, вдохновился и решил добавить похожую сцену в фильм.

Как проходили съёмки

Сцену снимали в январе 1959 года, на неё ушло около недели. Итальянский январь, конечно, не сравнится с сибирским, но погода тогда была более чем прохладная. Сохранились фото с бэкстейджа того же Пьерлуиджи Пратурлона, на которых Анита Экберг в перерыве кутается в меха, пытаясь согреться. 

Актёрам приходилось по несколько часов стоять почти по пояс в холодной воде фонтана. Закалённая шведская актриса стойко переносила низкие температуры, а вот Мастроянни справлялся хуже. Из-за постоянных жалоб актёру под вечерний наряд надели гидрокостюм, а Феллини выдал звезде бутылку водки для обогрева. Только после этих манипуляций сцену удалось завершить. 

Как сцена повлияла на кассовые сборы

В контексте всего фильма сцена в фонтане — лишь одна из многочисленных иллюстраций «сладкой жизни» главного героя. Но именно она стала знаковой — самой запоминающейся и растиражированной. 

Купание в фонтане Треви из «Сладкой жизни» — известнейшая сцена в кинематографе. Вот как её снимали

Причина популярности проста — сексуальная провокация. Бесподобная Анита Экберг в чересчур открытом платье и с мокрыми волосами на постере не могла не привлечь всеобщее внимание. Особенно негодовали и осуждали Феллини католические цензоры. При просмотре фильма их особенно поразил начальный эпизод, в котором статуя Иисуса пролетает над Римом. 

Однако шумиха вокруг цензуры и запрета картины только увеличила её популярность среди итальянцев. Люди подумали, что на экране будут показывать оргии, и побежали в кинотеатры — проверять. В итоге фильм стал самым кассовым в кинематографе Феллини и одним из самых кассовых в Италии.

Что означает сцена и почему она стала культовой 

Несмотря на изысканность и романтичность сцены, она пронизана чувством печали. Сильвия — воплощение женской красоты, барочный фонтан — воплощение красоты искусства. Марчелло тянется к этим идеалам, но они для него недостижимы. Он обречён лишь смотреть на них, но никогда не сможет ими обладать. Как только девушка сбрызгивает голову героя водой, морок фантазии рассеивается, фонтан выключается и наступает утро.

Сильвия в контексте фильма является олицетворением кинематографа.

Красивая девушка могла бы быть кем угодно, но Феллини специально сделал её актрисой. В конце 50-х итальянский кинематограф переживал небывалый подъём. Эстетика неореализма с её естественным светом, непрофессиональными актёрами и дешёвым производством постепенно отошла на второй план. На первый выступили дорогие масштабные картины.

Сильвия — это новая эра в кинематографе: красивая, недоступная, обманчивая, но прекрасная. Она — воплощение магии кино. Как только включается свет (наступает рассвет), очарование рассеивается. Кино заканчивается, а Сильвия превращается в обычную женщину, которую в отеле поджидает пьяный бойфренд.

Но главное достоинство сцены, как и всего фильма Феллини, — это бесконечные возможности для интерпретации. В основе эпизода лежит типичное колдовство Феллини, для которого даже придумали специальный термин — Felliniesque. Он описывает способность режиссёра сделать даже самый рутинный момент жизни фантастическим.

Такой сюрреалистический приём наделяет любой эпизод универсальным значением. Именно поэтому образы Феллини можно бесконечно тиражировать в туристических брошюрах, модных съёмках, свадебных фотографиях, мелодрамах, показах и так далее. Анита Экберг в фонтане — это про гламур, красивую жизнь, любовь, но ещё и про разочарование и невозможность близости.

Как сцена повлияла на туризм и поп-культуру

В первую очередь эпизод сформировал образ туристического Рима. Фоном фильма, который описывает жизнь сливок итальянского общества, Феллини сделал вечный город. Съёмки проходили не в каких-нибудь римских трущобах или пригороде, а в самых знаковых и привлекательных местах. Перед зрителями возникает настоящий путеводитель по городу: акведук, площадь и базилика Святого Петра, фонтан Треви, Термы Каракаллы, виа Венето. Фасад Рима соответствует блестящему, но пустому внутри образу жизни Марчелло. 

После выхода фильма каждый хотел немного побыть Сильвией и Марчелло — прикоснуться к недосягаемому миру роскоши и порока. В какой-то момент властям пришлось даже огородить фонтан забором, назначить штраф и поставить на круглосуточное дежурство карабинеров, чтобы сохранить достопримечательность. После этого залезть в фонтан стало гораздо труднее, но туристам оставили возможность бросить монетки на удачу.

Сцена оказала влияние и на кино — её по-разному воспроизводили в разных фильмах.

Мы так любили друг друга

Одна из лучших комедий Эторе Скола посвящена кинематографу Италии. Фильм рассказывает о жизни трёх товарищей, которые познакомились во времена Второй мировой войны. Они были влюблены в одну девушку — Лучану. А вот кому та отвечала взаимностью, так и осталось неизвестным.

Один из друзей, Антонио, живёт в Риме и работает в бригаде скорой помощи. Однажды дорогу его машине преграждают съёмки фильма. Фильмом, конечно, оказывается «Сладкая жизнь». Антонио замечает на площадке у фонтана Лучану — она разговаривает с Марчелло Мастроянни, который сыграл в эпизоде сам себя.

Терминал 

В фильме Стивена Спилберга рассказывается про гражданина вымышленной страны Кракожии — Виктора (Том Хэнкс), на девять месяцев застрявшего в терминале аэропорта Нью-Йорка. За это время герой успел нажить врагов, найти друзей и даже любовь. 

В одном эпизоде Виктор объясняется со стюардессой Амелией (Кэтрин Зета-Джонс) на фоне фонтана, который сам для неё построил. Герои целуются, а терминал освещается озорными бликами воды из фонтана — не ожидаешь увидеть такое в зале аэропорта.

Под солнцем Тосканы

Купание в фонтане Треви из «Сладкой жизни» — известнейшая сцена в кинематографе. Вот как её снимали

Купание в фонтане Треви из «Сладкой жизни» — известнейшая сцена в кинематографе. Вот как её снимали

Романтическое драмеди про целительную силу Италии. По сюжету американка Фрэнсис (Дайан Лейн) после тяжёлого развода переезжает в Тоскану. Там она знакомится с Кэтрин — стареющей британской актрисой, одержимой кинематографом Феллини. Однажды Кэтрин решает, что она и есть Сильвия. 

Эльза и Фред

Купание в фонтане Треви из «Сладкой жизни» — известнейшая сцена в кинематографе. Вот как её снимали

Это американский ремейк одноимённого испанского фильма, который рассказывает, как на старости лет пробуждается желание жить. Героиня Ширли Маклейн — Эльза, эксцентричная фантазёрка — знакомится с тихим вдовцом Фредом. Она учит его радоваться каждому мгновению, хотя сама тяжело больна. В конце герои вместе отправляются в Рим, чтобы исполнить давнюю мечту Эльзы — воссоздать сцену в фонтане Треви. 

Трудности перевода

Купание в фонтане Треви из «Сладкой жизни» — известнейшая сцена в кинематографе. Вот как её снимали

«Сладкая жизнь» повлияла и на культовый фильм Софии Копполы «Трудности перевода». Режиссёр вспоминала, что увидела картину по телевизору, когда была в Японии, и зрелище её заворожило. 

Коппола воссоздала этот момент из своей биографии в «Трудностях перевода». Стареющая кинозвезда Боб Харрис (Билл Мюррей) и трофейная жена Шарлотта (Скарлетт Йоханссон) смотрят телевизор в японском отеле. Они пьют саке, а на экране показывают как раз ту самую сцену — на итальянском с японскими субтитрами.

Кстати, «Сладкая жизнь» также вдохновила Копполу на съёмки рекламы парфюма Dior с Натали Портман.

Здесь разбираем другие культовые сцены 🔥 Как Тарантино придумал и снял танец Умы Турман и Траволты из «Криминального чтива» Как создавали сцену на лестнице из фильма «Броненосец „Потёмкин“», которая произвела революцию в кино Как появилась и стала культовой сцена с поцелуем Человека-паука и Мэри-Джейн