19.09.2024

«Воздух» — красивый, но затянутый фильм о первых военных лётчицах в СССР

Нетипичная военная драма Алексея Германа — младшего, примечательная не только Сергеем Безруковым.

«Воздух» — красивый, но затянутый фильм о первых военных лётчицах в СССР

18 января в российский прокат вышла военная драма «Воздух» Алексея Германа — младшего. Главные роли в картине исполнили Анастасия Талызина, Аглая Тарасова, Кристина Лапшина, Елена Лядова и Сергей Безруков. Рассказываем, чем этот фильм удивляет и огорчает.

«Воздух» — смелое военное кино, показывающее не только героизм

Ранняя весна 1942 года. Немцы наступают, а советская армия терпит неудачи: враг превосходит её во всём — даже в качестве раций. Лётчиков постоянно сбивают, поэтому на фронт отправляют пополнение — женский отряд без боевого опыта, вынужденный сразу же включиться в воздушные сражения.

Казалось бы, сюжет стандартный, вот только герои «Воздуха» отличаются от марионеток, которых часто показывают в отечественном военном кино: например, в «Т‑34». У них есть чувства, личные истории и травмы.

Главная героиня, детдомовка Женя в исполнении Анастасии Талызиной, оказывается дочерью врага народа. Её отец осмелился написать в Москву письмо о том, что новые авиационные двигатели не готовы к эксплуатации, за что и поплатился. Хотя и сами лётчики признают: двигатели греются, жрут масло и при этом значительно уступают немецким в мощности.

«Воздух» — красивый, но затянутый фильм о первых военных лётчицах в СССР

Подполковник Астафьев, которого играет Сергей Безруков, тоже оказывается нетипичным воякой. На его долю выпадают главные эмоциональные потрясения: гибель подчинённых и близких людей. Уже в 1943 году Астафьев признаётся, что начал привыкать к смертям — и это ему не нравится.

Персонажи при этом не скатываются в бесконечные жалобы. Сценаристы Елена Киселёва и Алексей Герман — младший ловко балансируют между проявлениями героизма и откровениями солдат. В смежных диалогах те могут обсуждать несправедливость репрессий и готовность пойти ради Родины под пули. Да и храбрецов из служащих делают далеко не всегда. Смерти товарищей и риск погибнуть самому далеко не для всех проходят бесследно.

Герман не стесняется показать персонажей подонками. Это не противоречит мантре фильма, которую формулирует Астафьев: «Я воюю не за дурное в нас, а за лучшее». Проникнуться личными драмами может помешать разве что игра актёров. На фоне Безрукова остальные в ряде сцен будто бы просто зачитывают текст.

«Воздух» эффектно и технологично снят

Фильм впечатляет не только драматургически. На площадке использовались модели истребителей Як‑1Б, LED‑экран размером с четырёхэтажный дом, а также подвесные, подкатные и потолочные экраны. Сами съёмки проходили в нескольких локациях: в павильоне «Главкино», в Карелии, Ленинградской, Саратовской и Новгородской областях.

Визуально фильм выглядит потрясающе. Удачная цветокоррекция делает небо и природу холодными — одновременно завораживающими и пугающими. В боях на земле намеренно сделан акцент на грязь, в которой тонет пехота.

«Воздух» — красивый, но затянутый фильм о первых военных лётчицах в СССР

Впечатляют и воздушные сражения. Крупные планы с актрисами вызывают ассоциации с недавним сиквелом «Топ Гана» — хотя в плане адреналинового экшена «Воздух» ему и проигрывает. Картина Алексея Германа — младшего не справилась лишь с одним вызовом: вечной проблемой такого кино. На общих планах боёв трудно отличить самолёты главных героинь от машин их противников, независимо от того, насколько ярко на борту нарисована красная звезда.

У фильма два главных недостатка: хронометраж и конкуренты

И всё же в какой‑то момент зритель может заскучать. Потенциальную аудиторию картина ещё до просмотра способна испугать хронометражем в 2,5 часа. Для сравнения: уже упомянутый «Топ Ган: Мэверик» был на 20 минут короче.

Причём картина Джозефа Косински постоянно подпитывает интерес героическими полётами Тома Круза и его команды, а Алексей Герман — младший снимает скорее военную драму, чем экшен. Очередные задушевные диалоги героев к концу фильма рискуют утомить, а смерть одного из ключевых персонажей — просто не вызвать эмоций.

«Воздух» — красивый, но затянутый фильм о первых военных лётчицах в СССР

«Воздух» вышел будто на полчаса длиннее и на несколько лет позже, чем следовало бы. Ещё одна проблема ленты связана не с ней самой, а с российским кино вообще.

Каждый год в кинотеатрах появляются новые высокобюджетные фильмы о Великой Отечественной войне. В 2022‑м был «Первый Оскар», в 2023‑м — «Праведник», а 2024‑й начинается с «Воздуха». Подобное кино банально утомило и уже не вызывает тех эмоций, которые были 14 лет назад при просмотре «Брестской крепости».

Стоит признать, что «Воздух» всё же отличается от типичных военных лент последних лет. Он поднимает интересные вопросы и не скатывается в простой ура‑патриотизм. Но победить общую усталость от жанра Герман всё же не может, сколько бы его драма ни цитировала «Ярость» с «1917» и насколько бы сильно ни напоминала произведения Ремарка.