Фильму, который никак не связан с работами Алексея Балабанова, пока не дали прокатное удостоверение. Но Лайфхакер уже оценил премьеру.
Слухи о фильме под названием «Брат 3» ходили уже несколько лет. И долгое время они звучали, мягко говоря, отвратительно. Больше всего о проекте говорил шоумен и бывший могильщик Стас Барецкий. По его словам, главную роль в картине мог сыграть Никита Джигурда в образе киллера. А ещё там должны были появиться борец смешанных единоборств Вячеслав Дацик, Ольга Бузова, Сергей Шнуров и Анастасия Волочкова.
К счастью, всё описанное оказалось то ли пранком, то ли нереализованными фантазиями Барецкого. «Брат 3» — совсем другой фильм, который создал режиссёр, художник и автор перформансов Валерий Переверзев. Понятно, что негатива от этого меньше не станет — новинку справедливо обвиняют в хайпе на культовых работах Балабанова.
Пока что картине по неизвестным причинам не выдали прокатное удостоверение, но Лайфхакеру уже удалось посмотреть «Брата 3». Как ни удивительно, что-то любопытное в картине есть: это артхаусный фильм, состоящий из странных символов, отличного саундтрека и забавных сцен. Хотя вряд ли он понравится многим.
«Брат 3» — не продолжение или ремейк работ Балабанова
Конечно, автор «Брата 3» поступает не совсем честно. Во всех пресс-релизах и интервью Переверзев открещивается от связи со знаменитой дилогией. Его картина и правда совершенно не похожа на те самые фильмы с Сергеем Бодровым — младшим: другая тема, место, манера съёмок, сюжет.
Совпадает лишь то, что действие разворачивается в эпоху криминала, хотя и здесь «Брат 3» отличается. В самом начале титры указывают, что это абстрактные город и год, без конкретики, — в противовес реализму и чёткости Балабанова. Во вступлении даже дают объяснение заголовку с цифрой: это связано с разными видами близких отношений, да и вообще фильм якобы называется не «Брат 3», а «БраТТТ».
Но режиссёр явно лукавит: понятно, что картина у всех будет ассоциироваться с дилогией Алексея Балабанова. Заголовок нужен именно для того, чтобы новинку больше обсуждали, пусть и негативно: как говорится, любое упоминание в прессе, кроме некролога, это реклама.
С учётом массовой любви к фильмам про Данилу Багрова (хотя сам Балабанов их называл «проходными») обиду фанатов можно понять.
Поэтому, если вы зашли в статью, только чтобы возмутиться, имеете право высказаться.
Но если вам всё же интересно, есть ли что-то хорошее в новинке, можете читать дальше.
Сюжетом фильма жертвуют в пользу атмосферы и иронии
Синопсис в «Брате 3» очень условный. Как сказано выше, действие разворачивается в некоем абстрактном городе. Катя (дебютантка Александра Вознесенская) влюблена в уличного художника (Василий Карпенко). Но её отец-генерал (его играет один из братьев Торсуевых, звёзд «Приключений Электроника») против таких отношений.
Однако и у самого папы есть заботы: он хочет расстаться со своей любовницей и нанимает воров, чтобы те выкрали у неё подаренные дорогие часы. А любовница работает в детском саду, где по ночам устраивают интим-клуб со своеобразными развлечениями. С каждым эпизодом действие будет закручиваться всё более странно.
По описанию может показаться, что создатели «Брата 3» пытаются зайти на территорию Гая Ричи или Мартина Макдоны и показать криминальную комедию, в которой все связаны со всеми.
Это могло бы быть так, если бы сюжет раскрывали подробнее. Но, похоже, авторы к этому даже не стремятся. И это хорошо: в немногочисленных диалоговых сценах сразу видно, что актёры играют посредственно.
Поэтому ставку делают скорее на создание ретроатмосферы и ироничную подачу. Первого добиваются за счёт необычных съёмок. Если верить пресс-релизу, в фильме использовали специально разработанные линзы и даже заводную кинокамеру «Кварц 1974».
Рядовой зритель вряд ли отличит это от постобработки кадров. Но всё же есть ощущение «старой» плёнки, вставок документальных или псевдодокументальных кадров. Хотя костюмы выглядят скорее стилизованными и карикатурными, нежели аутентичными. Особенно когда в кадре появляется Эрик Робертс в наряде милиционера. Но тут спасает вторая составляющая.
«Брат 3» выглядит максимально несерьёзным.
Здесь, конечно, есть драма и трагедия — особенно в финале. Но буквально каждую составляющую доводят до гротеска, а в сцены закидывают самые несочетаемые элементы.
Простой пример: у многих 90-е ассоциируются не только с бандитизмом, но и с развратом. В «Брате 3» в одной сцене совмещают детский сад, чаепитие, работниц в чулках (одна из них темнокожая), игру в лото и мужчину под столом. Трудно представить, как это? Так и должно быть.
То же касается и погонь за преступниками, единственной перестрелки и странных танцев. Но назвать «Брата 3» чистой комедией тоже трудно. Ведь фильм выглядит очень необычно.
«Брат 3» — набор необычных символов и сцен
Балабанов снимал первого «Брата» максимально реалистично, создавая атмосферу почти документального кино. Работа Переверзева — полная противоположность этому подходу. Её проще сравнить с экспериментальным кино вроде «Двух капитанов — 2» Сергея Дебижева с Сергеем Курёхиным в главной роли (параллель слишком лестная для новинки, но для понимания идеи подойдёт).
Буквально вся картина состоит из символов и отдельных сцен, иногда почти абстрактных. На протяжении действия актёры читают стихи Бродского и Ахматовой, а в кадре появляются всевозможные элементы и знаки.
QR-код на асфальте можно не проверять — он ведёт на сайт некоего «Института современных медитаций», частично спонсировавшего фильм (его руководительница тоже мелькает в картине). А вот другие символы очень даже ироничны — особенно надпись на милицейской машине.
Ещё смешнее, когда титры сообщают о недостатках самой картины — прямо пишут, что герои говорят неразборчиво или что немая сцена затянута.
Саундтрек и правда хорош
А вот что хочется похвалить безо всяких «но» и иронии — это подбор композиций. Он совсем не такой, как в оригинальной дилогии, но и времени прошло много: вряд ли кого-то заинтересует хоть старый, хоть новый русский рок. В «Брате 3» музыка более ироничная, но почти вся запоминается. Чаще всего звучит группа «Дочь Монро и Кеннеди», регулярно — Александр Лаэртский, одну из композиций которого закадровый голос будет философски анализировать.
Из менее известных — ироничный бард Александр О’Шеннон. И, конечно, не обойдётся без Егора Летова. Если вас не смущает обсценная лексика и грубый юмор, многие треки наверняка запомнятся.
«Брата 3» очень легко ругать. И, возможно, это стоит делать: не слишком понятно, на кого рассчитан фильм, рекламная кампания которого завязана на громком названии.
Но гораздо хуже, если бы Переверзев (или, не дай бог, Барецкий) и правда выпустил сиквел или ремейк балабановской картины. А здесь склонный к экспериментам автор пробует донести до зрителя свою атмосферу. Слишком странную, чтобы полюбиться широкой публике. Но какому-то числу фанатов микса криминального кино и ироничного артхауса новинка может даже понравиться.