Джоди Комер и Бенедикт Камбербэтч пытаются выжить под непрекращающимся ливнем.
1 мая в российский прокат вышел фильм «Всемирный потоп». Поставила картину дебютантка в полном метре Махалия Бело, а в основу лёг одноимённый роман Меган Хантер 2017 года.
В 2023 году фильм успешно показывали на кинофестивалях в Торонто и Лондоне, критики его по большей части хвалят. И действительно, «Всемирный потоп» — очень трогательная и интересная история о выживании простого человека в тяжёлых условиях. Единственное, что важно помнить: не стоит ждать от этой работы масштаба фильма-катастрофы и динамики. На самом деле это личная драма о семье и детях.
Катастрофа показана максимально реалистично
Женщина (Джоди Комер), имени которой так и не назовут, рожает ребёнка. Примерно в это же время в Великобритании начинаются небывалые дожди. Постепенно Лондон и квартиру, где женщина живёт с мужем (Джоэл Фрай), затапливает. Семья с младенцем перебирается в сельскую местность к родителям супруга. Но вскоре начинаются проблемы с едой.
Герои теряют близких и снова отправляются в путь. В итоге женщина останется одна со своим младенцем. Она будет всеми силами пытаться выжить хотя бы ради ребёнка, постоянно вспоминать о муже и мечтать, что когда-нибудь они воссоединятся.
В кино и сериалах, кажется, уже показали все возможные сценарии апокалипсиса: от реалистичных до самых фантастических и безумных. Все эти картины можно условно разделить на две категории. В первых зрителя пугают масштабными спецэффектами и разрушениями («Падение Луны» Роланда Эммериха), во вторых — рассказывают всё с точки зрения простого человека, который вообще не знает, что происходит в мире («Оставь мир позади», «Нити»).
«Всемирный потоп» — апофеоз именно второго подхода. Обо всём происходящем зритель узнаёт вместе с героиней из скудных выпусков новостей и слухов. Масштабных сцен здесь практически нет: бюджет британской картины всего 9 миллионов фунтов стерлингов — около 11 миллионов долларов.
В кадре чаще всего просто идёт дождь. Делает ли это фильм менее зрелищным? Нет, если знать, чего от него ждать.
«Всемирный потоп» позволяет не понаблюдать за разрушениями, а почувствовать себя внутри этой истории: в обстановке всеобщей обречённости, отсутствия информации и хоть какой-либо уверенности в завтрашнем дне.
Причём «завтрашнем» — совершенно буквально: герои не знают, что произойдёт даже через несколько часов. В этом есть своя красота: фильм превращается в неспешное роуд-муви, где постоянно меняются условия, но при этом атмосфера разрухи соседствует с красивой природой.
Сюжет отчасти посвящён социальным проблемам
В русской локализации фильм получил более звучное название, лучше подходящее для фильма-катастрофы. Но, увы, потерял вложенный в оригинальный заголовок смысл: «Конец, с которого мы начинаем». А ведь именно в этой фразе сконцентрирована мысль, что на самом деле эта история — о надежде.
«Всемирный потоп» во многом социальная картина, которая показывает, насколько общество не готово (и, вероятно, не может быть готово) к глобальным катаклизмам. Если сами затопления показывают совсем редко, то поведение людей разбирают подробно. Пробки на дорогах, драки за еду, проблемы жизни в приютах — всё это сопровождает главную героиню. В стране тут же появляются мародёры, нападающие на тех, кто попал в беду.
Иногда картина удивительным образом перекликается с другим европейским фильмом, который недавно вышел в российский прокат, — «Я — капитан» Маттео Гарроне. При совсем разной основе обе истории рассказывают, как сохранить человеческое лицо в тяжёлых условиях.
Причём создатели «Всемирного потопа» не пытаются лишь напугать зрителя и показать негативную сторону общества. Женщина встретит по дороге и множество хороших людей, которые готовы помочь. На фоне остальных особенно интересно выглядит эпизодическое, но очень яркое появление Бенедикта Камбербэтча. Пока все убегают и пытаются спрятаться, его герой, наоборот, не хочет забывать и закрывать глаза, а идёт навстречу проблемам.
И не будет большим спойлером сказать, что финал картины, как раз заложенный в названии, не трагичен. Тяжёлые времена проходят, на обломках можно построить что-то новое. Нужно лишь оставаться человеком.
В основе сюжета — личная история героини
Главное достоинство картины кроется именно в фокусировке на одном человеке. Героиню делают матерью не просто чтобы добавить в сюжет проблем. Тем более что у женщины на руках именно младенец, он не может быть отдельным персонажем: в постапокалипсисе часто любят путешествия взрослого человека и ребёнка, но здесь другая история.
Странным образом вся картина пропитана не отчаянием, а скорее теплотой. Младенец становится для героини важным стимулом двигаться дальше и во что бы то ни стало выжить — не ради себя, так ради ребёнка. Здесь можно вспомнить фильм «Бремя» с Мартином Фриманом — более обречённый и про отца, но с перекликающейся темой.
Однако интересна и другая часть: на протяжении всего действия женщина вспоминает своего мужа — во флешбэках рассказывают историю их знакомства, и он просто видится ей буквально везде. Это не просто тоска по прошлому. В какой-то момент у героини появляется чёткая идея, которая прямо влияет на развитие и финал истории. Она хочет не просто выжить и найти тихое место — она хочет жить по-настоящему. С поправкой на условия, но и с верой в будущее.
Джоди Комер, идеально сыгравшая роль без лишнего трагизма и нездорового оптимизма, самый живой и настоящий персонаж кино про разрушение мира и общества.
Это человек, который хочет жить и делает ровно то, что соответствует его целям и достоинству. И, кстати, для зрителей, которые знают актрису только по роли безумной Вилланель из «Убивая Еву», новый образ откроет совсем другие грани её таланта.
Удивительно, но после просмотра «Всемирный потоп» оставляет ощущение не обречённости, а надежды. Хотя финал если и притянули к хеппи-энду, то совсем чуть-чуть. Фильм показывает, что силы природы действительно намного могущественнее людей и общества в целом. Но при этом каждый отдельный человек может лишь постараться справиться с тем, что на него навалилось. И тогда, возможно, удастся если не вернуть старое, то построить что-то новое.